Армия “наемников”
Какой тип армии и силовых структур отвечают интересам лиц наемного труда?
Денис Денисов, “Левая оппозиция”
Сегодня, в 95-ую годовщину создания Красной Армии, мы попытаемся определиться с тем, какой тип военной организации был бы адекватен современному обществу. Мы исходим из того, что в настоящий момент внешние угрозы не актуальны для Украины и армия служит все же опорой власти. Данный материал делает акцент на самых острых недостатках нынешней армии, а также говорит о направлениях изменения армии. Представленные тезисы могут стать основой для дискуссии о том, какой быть Красной Армии будущего — вооруженным силам, служащим интересам класса наемных работников.
В настоящее время официальные военные и военизированные организации в Украине, как и остальные властные структуры, неподконтрольны большинству ее населения. Они следят за соблюдением интересов представителей господствующих классов, или даже помогают им достигать своих целей при ведении конкурентной борьбы. Контроль капиталистов над силовыми структурами осуществляется путем официального директивного управления от имени президента, правительства и местных чиновников, путем неформальных манипуляций (коррупция, сотрудничество с организованной преступностью и т. д.) и путем участия в них самих представителей капитала на высших должностях (показательным было назначение в недалеком прошлом главой тайной полиции медиа-магната Хорошковского). В первую очередь мы являемся решительными противниками милитаризма, поэтому мы выступаем:
– Против всякой дискриминации призывников, будь то дедовщина или скрытое и явное превышение офицерами и сержантами своих властных полномочий над ними, а также применение их рабского труда высшими и средними армейскими чинами (пока воинская повинность существует).
– За отмену всеобщей воинской повинности, зачастую не дающей знаний в военном деле, подвергающей призывника риску для жизни и здоровья (сейчас правительство в очередной раз якобы подошло к реализации этого нововведения, но напомним, что новая Военная доктрина Украины от 2012 года не обещает перехода армии на контрактную основу).
– Резкое сокращение численности небоеспособной армии, примерно на 50 %, в основном за счет полного упразднения т.н. «внутренних войск», церемониальных частей (упразднение рот почетного караула, передача военных оркестров пожарным частям) и значительного уменьшения численности мотострелковых частей, а также упразднения многочисленных генеральских и офицерских синекур.
– Упразднение небоеспособных ВМСУ, отказ от использования дорогостоящих крупных надводных кораблей и подводных лодок (фрегат «Гетман Сагайдачный», десантные корабли и корабль управления «Славутич», ПЛ «Запорожье»), их консервация и перевод оставшихся боевых кораблей (ракетных, торпедных, артиллерийских катеров и др.) в состав береговой охраны.
– Уничтожение безнадежно устаревших наступательных вооружений (все, что старее Т-64, устаревшие ракетные комплексы класса «земля – земля» и др.) и консервацию большей части относительно современных наступательных вооружений.

Не только армия, но и флот Украины нуждается в глубоком реформировании
– Развитие оборонительных вооружений – в первую очередь средств ПВО. Перевод большей части военной авиации в режим обеспечения ПВО.
– Недопущение разворовывания военного имущества высшими военными чинами и продажи его за рубеж, т.е. недопущение торговли смертью.
– Уголовное преследование высших армейских и политических чинов, допустивших хищение, а также уголовное преследование офицеров, сержантов и рядовых, грубо нарушивших нормы законодательства, особенно в случае если вред наносится личности подчиненного им лица; немедленное разжалование в рядового запаса без права восстановления на службе (кроме случая массовой мобилизации) непосредственных начальников военных-преступников и их самих, а также разжалование всех офицеров структурного подразделения вооруженных сил, в котором произошло правонарушение (круговая порука).
– Сокращение расходов на содержание Вооруженных Сил Украины в целом, при повышении затрат на каждого военнослужащего; сокращение довольствования высшего офицерства и генералитета и перенаправление этих средств на повышение довольствования рядовых.
– Обнародование бюджета ВС Украины и бюджетов военных частей, постановка армии под общественный контроль – знать о состоянии вооруженных сил и принимать в отношении их решения имеет право каждый гражданин, а не только олигархия.
Мы не считаем, что современную украинскую полицию, которая отчуждена от большинства граждан, стоит называть «милицией» (народным ополчением). Мы выступаем против существования тайной полиции, так называемой «службы безопасности Украины», явно неспособной противостоять другим спецслужбам, но зато устраивающей провокации, проводящей шпионаж и репрессии против тех граждан и организаций, которые не готовы мириться с существующим политическим режимом и социальным устройством. Поэтому мы:
– Против полицейского произвола и применения полицейскими пыток, случаи которых становятся все более частыми в Украине.
– Расширения полномочий полиции, криминализации социальных проблем (бедность, трудовая миграция и др.) и введения мелочной опеки над гражданами (комендантский час для несовершеннолетних и т.п.).
– За резкое сокращение личного состава структур МВД (более чем на 50 %), в первую очередь за счет перевода служащих ППС и подразделений быстрого реагирования «Беркут» в состав армейских мотострелковых подразделений, а также за счет упразднения Государственной службы охраны (охраняющей частных собственников за общественный счет) и синекур.
– За отказ от использования «спецсредств», предназначенных для подавления массовых выступлений безоружных граждан (резиновые дубинки, водометы, слезоточивый газ и др.).
– Переподчинение участковых милиционеров органам местного самоуправления, их выборность, контролируемость и сменяемость.
– Установление общественного контроля за деятельностью МВД, в частности обнародование бюджетов МВД и его структурных подразделений.
– Уголовное преследование полицейских чинов, допустивших правонарушения (особенно – хищения и превышение служебных полномочий), их разжалование без права восстановления на службе; разжалование без права восстановления на службе непосредственных начальников полицейских-преступников и их сослуживцев по структурному подразделению (кроме участковых, судьбу которых должны решать органы местного самоуправления).
– Упразднение тайной полиции («службы безопасности Украины»), обнародование архивов СБУ и уголовное преследование тех служащих тайной полиции, которые в своей деятельности допускали нарушения законодательства (в том числе добывали конфиденциальную информацию о гражданах) с дальнейшим поражением в правах (в частности, политических).
– Общее сокращение расходов на содержание правоохранительных органов (в первую очередь за счет полицейских начальников) при повышении расходов на выборных участковых.
Однако, данные меры в конечном итоге не снимают проблемы социального расслоения в армии, коррупции, и вообще существования вооруженной структуры отделенной от народа. Органы местного самоуправления могут быть незаметно поставлены в зависимость от капиталистов или крупных чиновников, которые не испарятся сами по себе, и при этом смогут получить контроль над обновленной, буржуазно-демократической полицией (участковые будут де-факто ее основой). Могут ли быть гарантией от подобных тенденций какие-то дополнительные частные меры? Нет! Поэтому в дальнейшем необходимо:
– Сделать невозможным осуществление Украиной внешней агрессии – отказаться от большей части наступательных вооружений (уничтожить все, что превышает необходимый для осуществления активной обороны минимум).
– Ввести всеобщее (в том числе и без различия пола) обучение основам военного дела.
– Разработать новую военную доктрину, полностью исключающую возможность ведения агрессивной наступательной войны; в ее основе должна лежать тактика активной обороны с применением последних военных разработок (БПЛА, современные средства разведки, средства ведения электронной войны, средства ПВО, современная высокоточная артиллерия, и тактические ракеты) диверсионных подразделений, ведения партизанской войны, усиления сети внешней разведки и военно-политических мероприятий, направленных на подрыв доверия рядового состава армии и населения государства-агрессора к своему военно-политическому руководству.
– Сделать невозможной работу участковых без участия самих местных жителей вне зависимости от их социального положения; при этом за участковым должны сохраниться только минимальные, необходимые полномочия над местными жителями «при исполнении» работы по поддержанию законности, то есть своей власти
– Ужесточить контроль за полицией в целом, осуществить реформы в направлении мер аналогичных тем, что будут приниматься в отношении института участковых, т.е. передать общее дело командования полицией на местах и в общенациональном масштабе коллективным демократическим структурам.
– В перспективе – устранить деление на армию и полицию, а вместо них ввести систему народного ополчения, т. е. милицию. И организовать ее на следующих принципах:
– Всеобщее вооружение (каждый гражданин, в том числе и женщины, наделяется своей долей власти в виде легкого стрелкового оружия, но осуществляет эту власть коллективно, совместно с другими гражданами). Разумеется, это возможно при условии роста самосознания каждого гражданина и устранения любых конфликтов в обществе в целом,
– Производственный принцип (подразделения милиции есть собрания граждан занятых на одном предприятии, учреждении и т.п., по составу совпадающие с низовыми органами власти),
– Принцип равноправия (отменяются награды, церемониал, шагистика, чинопочитание, воинские звания, вместо которых остаются выборные командирские должности, командиры могут сменяться, их приказы – обсуждаться),
– Введение института контролируемых профессиональных военных специалистов и инструкторов (с оплатой на уровне заработка квалифицированного рабочего).